Путешествуете по Испании сами? Загляните в городок Фигерас в Каталонии. Прекрасное место с пляжами(до которых от города 15 мин на машине), национальной кухней и вином отступает перед приглашением: экскурсия в музей Дали. Пребывание в самом посещаемом музее страны (после галереи Прадо в Мадриде) готовит много сюрпризов.
История музея
Фигерас упоминается в монастырских записях 10 века. Название городу дали фиговые деревья, заполонившие окрестность. Город начинает бурно развиваться после возведения крепости Сант Ферран в 18 веке. Даже 6-ти летняя оккупация Наполеона не остановила постройку железной дороги и театра. 1904 г. вошел в историю, как год рождения самого известного горожанина – Сальвадора Дали. Юношей, в 14 лет, он выставил в фойе театра на суд жителей свое первое полотно. В гражданскую войну (1936-1939г.) крепость укрыла республиканцев. Войска Франко подвергли город жестоким бомбежкам. Гордость жителей – театр превратился в руины. В 1960 г. меру города пришла идея создать здесь музей. Он обратился к Дали с просьбой даровать будущему фонду пару картин. Дали ответил подарком целого музея. Он увлекся работой, продумывая каждую деталь, привлекая многих архитекторов. Одну из мистических идей - сферический купол над руинами зала воплотил Эмилио Перес Пиньеро. Экскурсии по музею Дали проходят под этим символом музея и города.
Публике музей понравился с момента открытия в 1974 г. Он служил домом и прижизненным памятником сюрреалисту. 23 января 1989 г. Сальвадора Дали не стало. Маленькая комнатка за белой плитой в выставочном зале служит склепом создателю великолепного театра-музея.
Музейный комплекс
Музей, Дали задумал как театр, где иллюзия торжествует над реальностью. Экскурсия по музею Дали начинается с «Зазеркалья». Гигантское яйцо на красной стене, похожее на шалтай-болтай, зазывает зрителей. Ему вторит вереница яиц поменьше, осаждающих башню Гала, носящую имя жены художника.
Театральная мистика начинается со здания: трехэтажная постройка снаружи оказывается пятиэтажной внутри. Комплекс хранит самую крупную коллекцию творений Дали.
Лабиринт музея делится на три сюжетных контура:
Музей (на месте старого театра) начинается с зала шедевров с полотнами предшественников Дали - художников Эль Греко, Марселя Дюшана, Эвариста Вальеса, Жерара Ду, Антонио Питчота. Творческие искания самого мастера отражены в картинах разных лет. В партере раскинулся сад скульптурных фантазий. Со старинных стен за посетителями следят манекены, жрецы, скелеты. В этой же зоне Дали поставил памятник другу, философу Франсиску Пужольсо, выступающему из оливкового дерева в римской тоге. Под куполом расположена гениальная «Обнаженная Гала, смотрящая на море», с изменением точки просмотра она обращается в Линкольна. Эксперты считают работу первым цифровым опытом в искусстве.
Башня Галы (Галатеи) представляет череду залов поздних работ мастера с элементами оптической иллюзии.
Выставочный зал драгоценностей венчает экскурсию по музею Дали. Увлечение украшениями началось в 1940 г. Дали исполнял эскизы, выбирал материал, камни, цвета. Идею воплощали известные ювелиры. Из 39 эскизов к 1970 г. создано 37 украшений. Среди работ запомнятся «Глаз времени» с окаменевшей слезой, «Живой цветок», «Королевское сердце» с эффектом истинного биения сердца.
Бродить по лабиринтам театра-музея можно бесконечно, открывая секрет сюрреализма Сальвадора Дали.